Mонокуляры
[an error occurred while processing this directive] Бинокли
[an error occurred while processing this directive] Очки
[an error occurred while processing this directive] Прицелы
[an error occurred while processing this directive] Аккумуляторы
Форма оплаты
О нас
Статьи
Ссылки

 


Rambler's Top100

ОРУЖИЕ на GUN.ru - все о современном стрелковом оружии

Ночью как в танке
Юрий ГОЛУБОВСКИЙ

Первые инфракрасные приборы ночного видения появились на немецких танках еще в конце Второй мировой. Оснащенные ими боевые машины могли расстреливать врага в абсолютной темноте, оставаясь при этом невидимыми. Впрочем, война для Германии была уже проиграна, и ни инфракрасные радары, ни ракеты ФАУ-2, ни реактивные истребители уже не могли радикально что-либо изменить. Разве что чуть оттянуть неизбежный конец.

Далее немецкие разработки попали в руки союзников, которые довели их практически до совершенства. Со временем появились даже компактные ночные прицелы для стрелкового оружия. Вот только в мирных целях это ценное изобретение применялось крайне редко. А зря. Ведь не только военным для ведения ночного боя необходимо "кошачье зрение", не помешает оно и водителям. Ведь несмотря на все усовершенствования, что претерпевали автомобильные фары со времен ацетиленовых ламп, вождение автомобиля ночью все равно остается куда более опасным, чем днем.

Согласно американской статистике, вероятность аварии со смертельным исходом в ночное время примерно в три раза выше, чем днем. И хотя этому способствуют многие факторы, например усталость водителя, плохая видимость, несомненно, играет значительную роль. Ведь даже самые мощные газоразрядные фары (см. "Сигнал" № 7'98) имеют ограниченный радиус действия, пределами которого может быть все, что угодно, вплоть до тягача с прицепом, развернувшегося поперек дороги! Да и не только темнота мешает жить шоферу. В туман, снег, дождь видимость подчас хуже, чем самой темной ночью, хоть и с включенными фарами. Но до недавнего времени автомобилисты могли только завидовать танкистам с их возможностями.

Однако с середины 1999 года военные технологии стали доступными и водителям отнюдь не боевой техники. Правда, пока только для тех, кто располагает достаточной суммой для покупки нового Cadillac De Ville, оснащенного системой ночного видения (Night Vision). Эта система состоит из двух основных узлов: специального жидкокристаллического дисплея и детекторного блока, улавливающего инфракрасные лучи. Дисплей проецирует изображение на лобовое стекло, как раз над панелью приборов, позволяя одновременно наблюдать за дорогой и "дневным", и "ночным" зрением. При этом объекты на экране отображаются в масштабе 1:1, что помогает водителю правильно оценить расстояние и принять меры в случае опасности. Изображение можно регулировать по яркости и по высоте, вдвигая и выдвигая зеркало дисплея. Но идеальное место для него все же внизу.

В таком положении прибор ночного видения, кроме всего прочего, еще и помогает справиться с ослепляющим светом фар встречных авто. Ведь водитель, во избежание ослепления, инстинктивно опускает глаза. А на датчик, регистрирующий тепловую энергию, окружающий свет не влияет.

Для тех же, кто подзабыл, что такое тепловая энергия, напомним. Дело в том, что каждый объект во Вселенной, если его температура выше абсолютного нуля, испускает инфракрасные лучи. Названы они так потому, что частота их располагается ниже частоты красного света. Мощность инфракрасного излучения зависит от двух параметров: температуры предмета и его излучательной способности, поэтому объекты с одинаковой температурой могут создавать различное излучение. Например, асфальтовое шоссе и камень на нем.

Оптика датчика, установленного посередине радиаторной решетки, как раз за шильдиком Cadillac, фильтрует, а затем фокусирует инфракрасную энергию на детектор, который поделен на 320 элементов по горизонтали и 240 по вертикали. Каждый из них представляет собой чувствительный к температуре конденсатор, изменяющий свою емкость в зависимости от величины полученной инфракрасной энергии. Далее от детектора на электронный блок поступает видеосигнал, который после обработки передается на жидкокристаллический дисплей.

При этом изображение получается как бы "раскаленным добела", где сравнительно более теплые объекты (животные, люди, автомобили) выделяются на сером и черном фоне более холодных (асфальт, небо, деревья, столбы). К сожалению, этот своеобразный "негатив", высвечивающийся на лобовом стекле, получается не очень резким.

Фактически можно разглядеть лишь контуры интересующих объектов. В результате система Night Vision хотя и бесспорно помогает в условиях плохой видимости, но все же дает лишь приблизительное представление о реальной обстановке на дороге. Однако техника быстро совершенствуется. И кто знает, быть может, недалек тот день, когда изображение от прибора ночного видения - естественно резкое, цветное и "позитивное" - будет высвечиваться на всем лобовом стекле, а фары уйдут в историю, как бесполезный анахронизм.

оригинал статьи находится по адресу http://autoweb.com.ua/signal/1099/tech1.htm


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)

© Разработка и поддержка - ООО "Индустриальные технологии", 2000-2014